Ю.А. Лабынцев, Л.Л. Щавинская

 

Холмские богогласники в культуре Москвы и России: формирование источниковой базы мультимедийной реконструкции*

 

Уже много лет назад в ходе различных архивных, библиотечных и экспедиционных изысканий в целом ряде европейских стран наше внимание привлек полиязычный стихотворный сборник, именуемый богогласником. Сборник этот со временем стал настоящей народной книгой, во многом определившей весь внутренний и внешний строй жизни, обиход народного бытия.

К настоящему времени нам известны десятки только наборных типографских изданий богогласника, образовавших вместе с неисчислимым количеством различных его рукописных вариантов одно из самых масштабных и массовых составляющих в сфере восточнославянских народных литератур. Достаточно только сказать, что в начале ХХ в. разовый тираж одного издания богогласника достигал ста тысяч экземпляров.

В 1884 г. Холмским православным Богородицким братством издается первый православный богогласник, который затем регулярно публикуется вплоть до 1916 г. Холмские православные печатные богогласники образуют своеобразный особый книжный поток, сыгравший заметную роль не только в развитии восточнославянских культур на украинских и белорусских этнических землях, но и на огромных пространствах современной России.

 


 


* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Белорусско-украинская народная книжность XXXXI вв.: православный «Богогласник» (Исследование и публикации)», проект № 08-04-00027а.  

Hosted by uCoz